Основной вывод из теории устройства и эволюции Вселенной заключается в оптимистической уверенности в вечности и стабильности Вселенной. Этот же вывод о вечности справедлив и по отношению к нашей Галактике. В то же время, само ее развитие динамично. Поэтому составная часть Галактики – Солнечная система, - в своей локальной эволюции через несколько миллиардов лет, к сожалению, подойдет к финишу – сверххолодному кристаллическому состоянию. Однако еще многим сотням миллионов поколений Землян этого времени сполна хватит на содержательную Человеческую жизнь!
В изложенных положениях содержатся важные и интересные философские и теологические аспекты. Первый из них касается того факта, что Вселенная и ее Галактики в материальном отношении вечны, а звезды, планеты и более мелкие небесные тела смертны. Таково соотношение Вечности Космоса и относительной кратковременности развития планеты Земля и других конкретных материальных тел. О других диалектических принципах, важных для космологии, уже говорилось во вводной части.
А каково же соотношение материального и духовного начал? В планетный период эволюции каждой галактики на отдельных планетах по типу Земли может возникнуть жизнь (Бытие в философской интерпретации). Если эволюция планеты дойдет до появления разумных существ типа Человека, то возникнет и Сознание. Сознание делает материю мыслящей, а материя сможет зафиксировать проявление Сознания и Идеала в форме научно – культурных феноменов на носителях информации.
Таким образом, Информация становится третьей объективной субстанцией, пограничной между Идеалом и Бытием. Следовательно, при споре о первичности неверно противопоставлять Бытие и Сознание, а надо говорить о триаде, в которую дополнительно включается Информация.
Теологические аспекты теории автора заключаются в том, что Бог имеет только односторонний контакт с мыслящим Разумом на Земле (возможно, и с Разумом на других планетах нашей Галактики, а также иных галактик, находящихся в сходной фазе эволюции). Единый Бог Вселенной безгранично огромен и непостижим для Человека. Постигнуть можно только его Идеи, что и делается достаточно успешно большинством религий в форме конкретных Вероучений. Автору особо импонируют те религии, которые поддерживают догмат Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух).
Символ Троицы параллелен восприятию объективной триады Идеал – Информация – Бытие. При этом в данном случае речь идет не о любой информации, а о восприятии Бога. А это вполне соответствует понятию Святого Духа. Третьим звеном триады являются пророки Бога. И самый широко почитаемый, известный, уважаемый из них – это Сын Божий Иисус Христос. Но христианская религия не единственна. Большие массы верующих следуют за Магометом, Буддой, Конфуцием, многими другими духовными вождями. Следует уважать символы иных религий, искать с ними общность и примирительно относиться к различиям. Тем более, что большинство различий не носит непреодолимый характер и имеет не столько объективные, сколько филологические причины.